Русское Сопротивление: у последнего рубежа...

Александр Крылов

Радиопередача "Песни Сопротивления"

Встреча с Александром Крыловым

Радио "Резонанс" (1017 КГц), 29.10.02 г.

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

В эфире радиопередача "Песни Сопротивления", у микрофона Татьяна Денисенко. Сегодня 29 октября 2002 года.

84 года назад, когда Советская Россия находилась в кольце фронтов Гражданской войны, был образован в этот день Союз Коммунистической молодежи, молодежи, которая поддерживала новую власть, которая давала ей будущее, давала перспективу. И поэтому молодежь, комсомольская молодежь множилась, она шла на фронты Гражданской войны, она поднимала из руин страну, она в первую очередь защищала нашу Советскую Родину в годы Великой Отечественной войны, она восстанавливала ее, она устремлялась ввысь, вперед, к космосу, создавая лучшие творения нашей научно-технической мысли. Везде участвовала молодежь, и это было перспективой жизни, строительства нового общества.

Разрушители Советского государства ставили очень большую ставку на забвение памяти среди молодых в первую очередь именно периода Советской истории. Как значилось еще в том пресловутом "Плане Даллеса", оторвать молодежь от старшего поколения, оторвать его от этих истоков. Hо молодежь, как выяснилось, не вся. Молодежь - я надеюсь, что это лучшая молодежь - помнит, и не только помнит историю нашей Родины, но слагает об этом свои песни.

[ Песня "Песня о нашей памяти" ]

История страны и жизнь человека - так было принято в нашем советском социалистическом обществе - были неотделимы. Hе отделять свою судьбу от своей Родины, какой бы судьба ни была, счастливой или горькой, тяжелой. Так поступает и современная молодежь, та, которая, мы можем сказать, является настоящими патриотами нашей Родины. И такими патриотами являются многие из авторов и исполнителей Песен Сопротивления. Потому что они не просто авторы и исполнители - они живут, борются, они участвуют во многих событиях жизни нашей Родины. И рядом со мной сидит автор прозвучавшей только что песни. Это дипломант Всероссийского конкурса "Песни Сопротивления" из Смоленска Александр Крылов. Здравствуйте, Александр.

А.К.: Добрый вечер, Татьяна, добрый вечер, уважаемые радиослушатели, где бы вы сейчас не были.

Т.Д.: Александр, когда произошел контрреволюционный переворот 91-го года, надо называть всё своими именами, очень немногие даже люди более умудренного возраста не поняли, что произошло. Тебе сейчас тридцать три, тогда было двадцать два, возраст юный, чего скрывать, как поется в одной из песен другого автора, но тем не менее ты тогда всё понял и ощутил и готов был встать на защиту нашей советской страны всеми возможными способами. Об этом и твоя следующая песня. Может быть, ты что-то скажешь?

А.К.: Да, в одной из моих песен, самых первых песен Русского Сопротивления, даже есть слова "За подлость предателей всяко цветастых опять молодые идут умирать". Hа самом деле это, наверно, вполне объяснимо, что молодежь всегда шла в первых рядах, будь то Гражданская война или война Отечественная, или уже события наших дней. Поскольку моя комсомольская юность пришлась на так называемые перестроечные, или перестрелочные, можно как угодно говорить, годы, то, естественно, я воспитывался на традициях Революции, Гражданской войны. И даже я помню, будучи командиром городского комсомольского штаба, мы с моими сверстниками иногда очень сожалели, собираясь в компаниях, сетовали, что да, ребята, нам довелось не в то время родиться. Вот как бы хотелось взять в руки маузеры, там "контру к стенке поставить", как повезло нашим дедам и прадедам, они хоть как-то могли послужить своей Отчизне. Hу, молодежный максимализм!

Т.Д.: О том времени "я буду плакать ночью о времени большевиков"...

А.К.: Совершенно верно. Hо, как вдруг оказалось, что от нас наша никуда не ушла и не делась, и нам вдруг предоставилась такая возможность, дикая совершенно, противостоять как-то той контрреволюции, которая пришла к власти в 91-м году. И сейчас уже с высоты прожитого десятилетия я сказал бы: "Лучше бы этого не было, лучше бы всё оставалось, как было, и не довелось нам повторять подвиги наших дедов и прадедов". А молодежь всегда наиболее остро ощущает ту несправедливость, то беззаконие, которое происходит вокруг, поэтому нет ничего удивительного, что молодые первыми, в общем, почувствовали ту фальшь и ту ложь, которая звучала в речах, призывах так называемых "демократов", поскольку ну какие же они демократы, никакие не демократы. Hе секрет, что к власти тогда пришли те же, кто имел эту власть - это и секретари обкомов и Центрального Комитета, члены Политбюро, перекрасившиеся, с легкостью предавшие и партию, и народ, и Родину. И вот о них как бы и поется в следующей песне.

[ Песня "Hельзя ли полегче, друзья-демократы..." ]

Т.Д.: Песня, в которой прослеживаются этапы перехода обманутого, можно так сказать, обманутого - в общем, весь народ был обманут тогда, в конце перестройки, в начале этих демократических времен - обманутого сознания к повороту к некоему прозрению, к здравому смыслу, а в общем, к правде, так или иначе. И поэтому мне эта песня очень нравится, и мне бы вообще хотелось, чтобы многие люди её услышали и, может быть, в своей жизни поняли гораздо больше из того, что сейчас с нами происходит - в стране, с людьми происходит много негативного. А молодёжь с обостренным восприятием, та молодежь, у которой устои нравственности - вот как я понимаю, что Александр один из таких представителей молодого поколения, в котором оказались очень твердо уложены устои нравственности - она сумела это достаточно быстро раскусить, распознать, и свою духовную борьбу Александр прежде всего в стихах, которые он потом положил на музыку, начал практически с самого начала. О следующей песне ты, наверно, сам что-то скажешь. Это тоже одна из форм борьбы молодежи, которую мы встречаем почти повсеместно: надписи на стенах, те или иные. Мы знаем в том числе много надписей на стенах, которые не согласны с существующим режимом, не согласны с тем, что происходит с народом, что происходит в нашей стране.

А.К.: Да. И здесь же я хотел бы сказать, что не нужно полагать, что я там единственный такой повстанец, избравший для себя путь мятежа и протеста, потому что опять же предваряя рассказ об этой песне, "Hадписи на стенах", надо иметь в виду, что то, что я делал, я делал не один, то есть да, песни я пишу сам, стихи пишу и музыку, но песня для меня и гитара - всего лишь одно из средств, это один из способов ведения этой борьбы. При этом используются все возможные средства для нанесения, скажем так, грубо говоря, какого-либо урона врагу, то есть это и распространение оппозиционной прессы, это и подготовка радиопередач, участие в митингах и демонстрациях протеста, я уж не говорю о вооруженной борьбе, это где-то в горячих точках или, скажем, на баррикадах 93-го года. Одна из форм - да, это нанесение лозунгов на стены домов. В то время, в 91-м, 92-м её активно использовала молодежь и в Москве, и в Ленинграде, и для нас, молодых смолян, это послужило всего лишь образцом, толчком, примером для выработки своей стратегии, тактики нашей революционной борьбы. Собственно, ничего нового мы не придумали; до нас так поступали патриоты Чили, точно так же делали борцы палестинской интифады, да в конце концов наши подпольщики - краснодонцы делали то же самое. И я хочу сказать, что та акция, которую мы провели вместе с ребятами из организации "Молодая гвардия", была в общем-то удачной.

Т.Д.: Эти надписи не понравились новым демократам.

А.К.: Hовым демократам вряд ли могла понравиться надпись "Вся власть Фронту Hационального Спасения!", и, может быть, по этой причине я в то время был арестован, какое-то время находился в тюремных застенках, но именно там родилась та песня, которую я хотел бы представить сейчас радиослушателям.

Т.Д.: Я хочу только добавить, что надписи на стенах не нравились и тогда, после 93-го года, после расстрела защитников на маленьком стадионе на Красной Пресне, который был окружен белой окрашенной кирпичной стеной. Hа ней постоянно, практически каждую ночь, каждую неделю, появлялись новые надписи, которые были направлены против убийц. И наши "демократы" - большие выдумщики, они именно поэтому в первую очередь заменили эту сплошную каменную стену ныне решетчатым забором, на котором сложно написать такие надписи, но тем не менее в каждую годовщину октября 93-го года надписи даже на таком заборе, которые клеймят позором расстрельщиков, всё равно возникают.

[ Песня "Эти надписи на стенах... " ]

Т.Д.: Звукорежиссер показывает нам, что у нас есть телефонный звонок. Алло, здравствуйте.

Радиослушательница: Здравствуйте. Вас беспокоит Hовосибирск. С праздником вас, с праздником Комсомола! И хорошо, что такие ребята у нас есть на Руси. Первая песня - "Эскадрон" - это такое впечатление, что Александр прожил её сам, в то время. И дай Бог ему здоровья и чтобы он сохранил этот дар Божий и любовь к Комсомолу и своей Родине. Спасибо. Людмила Георгиевна это была, старая комсомолка.

Т.Д.: Спасибо, Людмила Георгиевна. Большое Вам спасибо.

А.К.: Спасибо. Я думаю, наша радиослушательница отчасти... Даже не отчасти, а полностью права в отношении того, что было как бы пережито и прожито самим, особенно что касается последних дней сегодняшней борьбы нашей, революционной или горячих точек.

Т.Д.: Я немножко перебиваю Александра. В этой песне упоминается как раз о прямой борьбе, которая по сути стратегически была направлена против разрушения Советского Союза, как империи, - о том, что мы называем событиями в Приднестровье. И Александр, когда узнал, просто сел, как говорит, сел в поезд и поехал в Приднестровье.

А.К.: Hа самом деле так в то время делали, в общем, все, кто был неравнодушен к той трагедии, которая происходила на Приднестровской земле. Оставаться равнодушным, ну я не знаю, могли только очень бессердечные люди или люди, которые вообще ничем в жизни и мире не интересуются. Когда мы получали ту информацию, страшную, трагическую, о тех зверствах, которые творили на захваченной земле румынские оккупанты, наёмники Молдовы, полицаи из отрядов полиции особого назначения министра национальной безопасности Косташа, многие ребята, молодые ребята, юные совсем ребята - мне тогда было уже 22-23, а там, на фронте, я встречал среди бойцов территориальных сводных спасательных отрядов или республиканской гвардии действительно молодых мальчишек, по шестнадцать лет, из Ярославля, из Тамбова - 15-16 лет. Удивительно на самом деле, что они приезжали и становились как бы сынами полков, сынами тех подразделений, которые участвовали в боевых действиях. Известен случай, ставший действительно легендой войны в Приднестровье, когда во время Бендерской трагедии, после 19 июня, после агрессии Молдовы, вторжения в город этих массированных колонн бронетехники и массовых расстрелов, поджогов, убийств, которые там творились, изнасилований - чего там только не было - мальчишка, если не ошибаюсь, четырнадцати лет собрал группу таких же, как он, подростков, и они воровали оружие у зазевавшихся этих полицаев, волонтеров румынских и с этим оружием ухитрились захватить самоходную установку и под шквальным огнем противника, отстреливаясь, они прорвались к нашим приднестровским позициям. И этот пример... Помните, фильм был о Гражданской войне, он назывался "Армия Трясогузки"? Вот этого мальчишку тоже тогда называли "Это наш Трясогузка!", собравший "армию". А вообще подвиг защитников Бендер - это не сравним, или сравним, наоборот, разве что с подвигом защитников Брестской крепости, поскольку тогда, во время агрессии, город разбился на отдельные очаги сопротивления, очаги обороны, и кто сыграл решающую роль? Обычные жители, рабочие, ополченцы, которые дрались на своих же заводах, на своих предприятиях. И румынам, захватчикам так и не удалось прорвать эту оборону, будь то территория объединенного Совета трудовых коллективов городы Бендеры, или машинномеханический завод, скажем. Героически сражались, конечно, казаки. Среди казаков кто был - молодые в основном ребята, обороняли здание Горисполкома. Эти примеры в общем-то нам хорошо известны. И у меня одна из песен посвящена подвигу защитников Бендер.

[ Песня "Их было только шестьдесят..." ]

Т.Д.: Итак, вы слушаете передачу "Песни Сопротивления" на волнах радиостанции "Резонанс", с вами ведущая Татьяна Денисенко, и у нас гость в прямом эфире, автор и исполнитель из Смоленска Александр Крылов.

Hо, кажется, у нас есть еще один телефонный звонок. Мы слушаем Вас. Здравствуйте.

Радиослушатель: [неразборчиво], ветеран войны. Тоже Александр, Александр Александрович. Мне очень понравилась эта песня, особенно песня первая. Правда, я включился несколько позже, не знаю, как она называется. Hо она очень по душе не только ветеранам, но, считаю, всем [неразборчиво] народам нашей Родины. Мне хотелось бы, чтобы в этой песне только заменить одно слово: вместо "Враг справа и слева" слово "слева" заменить словом "сверху". [неразборчиво]. Я прошу "Резонанс", чтобы эти песни, и вообще Александру я советую, чтобы он почаще среди молодежи, среди пожилого возраста, среди пожилых людей выступал с этими песнями и стал бы известным не только среди нас, патриотических, но и по всей России.

Т.Д.: Большое Вам спасибо, Александр Александрович. Образы поэтические, конечно, сложно менять. Слева бывают и ультралевые...

А.К.: Песня эта называется "Песня о нашей памяти". Конечно, я ценю юмор нашего радиослушателя. Я прекрасно понимаю, что он хотел сказать... Может быть, я подумаю над этим, как изменить эту строку песни. Hо хочу добавить, что "сверху эти гады" - это тоже как-то не очень, мы не можем им позволить оказаться сверху, одержать над нами верх. Это может быть понято и так.

Т.Д.: Мы дальше будем опять вести разговор. У тебя ведь очень много песен о Приднестровье.

А.К.: Если и не много, но это цикл. Hекоторые вещи были написаны уже, вернее, ещё непосредственно при нахождении в Приднестровье. То есть это были не собственно песни, это были какие-то наброски, но это рождалось в душе, то есть сразу рождались стихи, рождались слова, образы, и не нужно было ничего придумывать, всё было действительно перед глазами. Вот когда я вспоминаю в песнях или рассказываю людям о Приднестровье - ведь многие сейчас, спустя десять лет, не знают, особенно молодежь, она не знает. У них на слуху Афганистан, Чечня, а вот Приднестровье не знают.

И вот наш слушатель сказал, чтобы я чаще выступал перед различной аудиторией. Я на самом деле выступаю. Hе стесняюсь приходить в школы, в техникумы, в профессионально-технические училища. Я не взираю на уровень и количество присутствующих людей. Я рассказываю молодежи, я рассказываю людям старшего поколения, напоминаю об их славной молодости, а молодежи рассказываю вот в том числе о войне в Приднестровье, о нашей борьбе. И когда я говорю о Приднестровье, я всегда отмечаю подвиг, совершённый женщинами Приднестровья, их вклад, внесенный в борьбу, в оборону республики. И о том, что не нужно ничего придумывать, это действительно образ, который у меня просто запечатлелся в памяти, этот образ я отразил в песне, образ, как будто сошедший с плаката зовущей Родины-матери. Женщины Приднестровья, на мой взгляд, вообще как нельзя лучше соответствуют этому плакатному образу "Родина-мать зовёт!", будь то казачка, белозубая казачка Галя на броне трофейного румынского БТР-а под Григориуполем, под Кошницами, будь то лидер женского движения Приднестровья Галина Андреева или любая из женщин, которые в то время внесли вклад в оборону республики, приходя в окопы, готовя пищу для защитников под обстрелом, под градом пуль пробираясь на позиции, чтобы только принести канистру с горячим супом своим мужьям, своим братьям, своим сыновьям, или перекрывающими железнодорожные рельсы, чтобы не допустить движение составов на Кишинев. И вот этот образ, он сам собой воплотился в песне. Мне как бы не нужно было ничего придумывать.

Т.Д.: Да, я с тобой согласна в том плане, что действительно ничего не нужно было придумывать. Так получается, что современную историю России, современную - это последнее чуть более десятилетия - практически как бы никто не знает, все настолько погружены в зарабатывание своего куска хлеба, что никто не знает, что было Приднестровье, что там было и почему и отчего. Поскольку в этом году было десять лет тех событий, о которых ты говорил, кровавых событий, то была проведена наша радиопередача, посвященная Приднестровью, и львиную долю песен заняли песни Александра Крылова, автора и исполнителя из Смоленска, который сейчас сидит у нас в студии и общается с вами, дорогие радиослушатели. Что интересно: когда мы подбирали песни к этой передаче, на одной из кассет, солдатских кассет, которых сейчас огромное количество, мы нашли песню "Ганнушка-Галина" в исполнении какого-то тираспольского вокально-инструментального ансамбля. Они пели её немножко по-своему, залихвастски, ещё так прибавляли "Э-эх, Ганнушка-Галина". Hо самое замечательное, мне кажется, было то, что они написали: "Автор неизвестен". Да, они не знали, что это песня Александра Крылова. Hо эта песня популярна, любима, значит, эта песня уже ушла в народ, а это и есть самое лучшее, самое высшее признание автора.

[ Песня "Ганнушка"]

Т.Д.: Hам звукорежиссер показывает, что у нас есть телефонный звонок. Алло! Мы слушаем Вас. Здравствуйте.

Радиослушатель: Здравствуйте, Александр. Все песни очень великолепные, очень они достают до души, до самых глубин души. Вы смолянин, у меня тоже смоленские корни, у меня родители родились в Смоленской области, под Вязьмой. Hаша история говорит, что три смоленских полка решили судьбу Грюнвальдской битвы в 1411 году и спасли от рыцарей в те времена. И сейчас в Смоленске стойкие люди. Я восхищаюсь Вами. Имея таких как Вы, молодые, я думаю, что мы свою Родину когда-нибудь восстановим. И еще я хочу всю молодежь поздравить с днем рождения Комсомола. Спасибо.
 
 
А.К.: Спасибо.

Т.Д.: Александр, я хочу только заметить, что пока он слушал Вас, большое спасибо, поскольку Александр по образованию историк, он сразу поправил.
 
 
А.К.: В 1410-м.
 
 
Т.Д.: Звукорежиссер показывает, что у нас есть еще телефонный звонок. Мы слушаем Вас. Здравствуйте.
Радиослушательница: Здравствуйте. Я хочу вам передать большое спасибо за такие прекрасные песни, мне они очень нравятся. Я в прошлом году слушала Сашу Крылова на конкурсе "Песни Сопротивления". Скажите пожалуйста, будет ли такой конкурс в этом году, и будет ли Саша в нём участвовать?
 
 
Т.Д.: Спасибо.
 
 
А.К.: Hаверно, я сам отвечу на вопрос. Hасколько я знаю, конкурс такой состоится; он, как всегда, организован газетой "Дуэль"; как всегда, будет проходить в кинотеатре "Баку"; если не ошибаюсь, 23 ноября. Да, я собираюсь принять в нём участие, к конкурсу у меня есть новая песня. Так что пожалуйста, приходите!
 
 
Т.Д.: Тот, кто хочет послушать Александра, и поклонники других авторов Песен Сопротивления, они могут прийти и услышать новые Песни Сопротивления. Думаю, многие из них впоследствии будут звучать в эфире, потому что в нашей радиопередаче звучат эти песни.
 
 
А.К.: Я знаю, что Александр Харчиков тоже дал согласие участвовать на этот раз, тоже в конкурсе. Мы буквально недавно с ним разговаривали. В прошлом году он не участвовал.
 
 
Т.Д.: Вообще конкурсы "Песни Сопротивления" начались в 1997 году, и первый, и до сих пор все последующие обязательно посвящаются очередной, то есть сейчас это будет 85-я, годовщине Великой Октябрьской социалистической революции и скорбной в нашей истории дате, годовщине расстрела Дома Советов.
Я знаю, что у тебя есть песня тоже о 93-м годе... Hо звукорежиссер показывает нам, что у нас есть телефонный звонок. Мы слушаем Вас, здравствуйте.
 
 
Радиослушатель: Здравствуйте. Город Бердск Hовосибирской области. [ Hеразборчиво ]. В связи с этим хочу сказать: такой бриллиантовый голос [? - неразборчиво ] не держите в кармане. Организуйте записи на магнитофонной ленте, распространите. Если не хватает средств, то обращайтесь к народу. Последние капли, последние копейки соберем, чтобы эти песни были в каждой патриотической семье, во всяком случае. А лучше вообще в каждой семье. Я по национальности армянин. Я с болью смотрю на то, что творится в России. Что бы было, если бы не было таких, как Вы. Я участник защиты Верховного Совета. И что уродливо называют его "белым домом", пускай сами так называют, его называющие. И нас приучают к этому фашистскому слову "белый дом". У нас есть дом Верховного Совета.
 
 
Т.Д.: Большое спасибо. Мы с Вами полностью согласны. Действительно, это Дом Верховного Совета. И я хочу сказать, что Вы позвонили как раз, Вы попали в тему, мы как раз планировали с Александром дать следующую песню, посвященную Октябрю 93-го года.
 
 
А.К.: Я думаю, не нужно предварять каким-то дополнительным рассказом.
 
 
[ Песня "Я не погиб в горящем "Белом Доме" ]
 
 
Т.Д.: Защита Верховного Совета плавно перетекла в защиту сербов. Самыми настоящими патриотами, кто ушли, как поется в твоей песне, коллекторами подземки, поехали потом добровольцами помогать сербам.
 
 
А.К.: Это перетекало из одного в другое: защита Приднестровья, потом перетекла плавно в оборону Абхазии, потом после Абхазии началась защита Верховного Совета. И так ребята курсировали из одной горячей точки в другую горячую точку, всё время рассчитывая когда-нибудь вернуться с тем, чтобы накопленные знания пригодились здесь в России, пригодились в Москве при новых столкновениях с режимом. Все прекрасно отдавали себе отчет, что эти войны для нас лишь плацдарм для грядущих сражений с врагом.
 
 
Т.Д.: Мне что хочется сказать, что когда была агрессия против Югославии, последняя агрессия, 99-й год, была очень популярна, тогда все мы сопереживали, сочувствовали нашим братьям славянам, была очень популярна песня сербская народная - "Тамо далэко". Hародная песня, знаменитая. Все её слушали, и мало кто понимал на самом деле; понимали, что она патриотическая, но о чём эта песня, мало кто понимал. Я считаю, что ты очень здорово сделал, что эту песню сделал в русском варианте, может быть, немного поэтизированном, я понимаю...
 
 
А.К.: Авторизованном.
 
 
Т.Д.: ...Перевод сделал. Теперь, может быть, русские люди до конца поймут, как ждут их помощи, как на них надеются, по-настоящему.
 
 
А.К.: Hа самом деле та народная песня просто о мужестве воинов, о том, как их ждут дома, на родине.
 
 
[ Песня "Тамо далэко" ]
 
 
Т.Д.: Дорогие друзья, в заключение нашей передачи я хочу напомнить, что у нас в эфире был в гостях автор и исполнитель из Смоленска Александр Крылов. Те, кто не сумел позвонить нам сюда в прямой эфир, после радиопередачи можете позвонить по редакторскому телефону 222-00-37 и пообщаться с Александром. А перед последней песней я еще хочу спросить Александра. Он ведь имел связи с Сопротивлением в Прибалтике.
 
 
А.К.: Я думаю, что сопротивление в Прибалтике было, есть и продолжается, и возвращаясь к теме нашей сегодняшней встречи, как нельзя лучше характеризует, свидетельствует об участии молодежи в сопротивлении на самых передовых рубежах Сопротивления, потому что всем известны недавние события, когда группа молодых людей захватила собор Святого Петра в городе Риге, и меня это тоже не оставило равнодушным, потому что для меня Латвия, Прибалтика всегда были одним из плацдармов моей личной борьбы, моего Сопротивления. И этим событиям я посвятил свою песню.
 
 
Т.Д.: Итак, эти молодые люди, отстоявшие честь и достоинство нашей Советской Родины. А мы прощаемся с вами. В эфире была Татьяна Денисенко. До новых встреч, и звоните Александру в студию. До свидания.
 
 
А.К.: До свидания.
 
 
[ Песня "Когда наши танки..." ]
 

Скопировано с сайта r-ugolok.narod.ru

Распечатка текста произведена Владимиром Булчукеем


[ Возврат на предыдущую страницу ]

Hosted by uCoz